Социология СМИ
Дипломная работа
3 окт 2021
57 страниц

Восприятие и аккуратность оценки достоверности информации о COVID-19

ПРОЕКТ ВКР

Актуальность работы. Пандемия коронавируса представляет исследовательский интерес не только для биологов, медиков и экономистов, но и для специалистов в теории коммуникации. Это обусловлено в тем, что феномен COVID-19 – в том числе коммуникативный феномен, поскольку он активно обсуждается в медиа. Особый интерес в среде учёных вызывают процессы распространения информации о COVID-19 в социальных сетях . Многие авторы приходят к выводу, что социальные сети становятся средой активного распространения дезинформации о коронавирусе , причём нередко как таковое использование социальных сетей связывается с подверженностью к этой дезинформации , а также с другими эффектами восприятия, например с возрастанием уровня тревоги и страха в отношении COVID-19 . Некоторые исследования, однако, содержат противоречащие сведения о связи использования социальных сетей в качестве источника информации о COVID-19: в частности, Т. Кая приходит к выводу, что использование социальных сетей по крайней мере киприотами не связано с ростом паники и страха по отношению к коронавирусу .
Противоречия между результатами исследований могут объясняться наличием других факторов, которые опосредуют связь использования социальных сетей и восприятия информации о коронавирусе. Действительно, в некоторых исследованиях содержатся сведения о некоторых других факторах, потенциально связанных с восприятием информации о COVID-19. В частности, Й. Су отмечает, что вера в науку (faith in scientists) опосредованно способствует большей устойчивости индивида к дезинформации о COVID-19, распространяемой в социальных сетях .
Обращает на себя внимание, однако, недостаточная точность переменной, используемой Й. Су. Хотя в некоторых контекстах вера в науку как переменная может помочь провести демаркацию между разными группами индивидов, в действительности есть объективная потребность в спецификации этого понятия в силу того, что современная наука отнюдь не является монолитным образованием. На это указывает феномен научных войн, характеризуемых скептическим отношением самих представителей тех или иных наук к некоторым другим наукам: например, Ж. Брикмон и А. Сокал описывают как несостоятельные и псевдонаучные концепции некоторых представителей социогуманитарных наук, которые, однако, продолжают пользоваться авторитетом в академической среде. Эти разногласия проявляются и на бытовом уровне – например, как противостояние условных физиков и лириков .
Проблема исследования. Таким образом, при ближайшем рассмотрении современная наука оказывается внутренне противоречивым феноменом, в силу чего в принципе трудно говорить о понятии доверия к науке как таковой. Необходимо, следовательно, специфицировать предложенную Й. Су переменную и рассмотреть, как восприятие информации о COVID-19, циркулирующей в социальных сетях, связано с отношением индивида не к науке как таковой, а к конкретным областям науки, причём это отношение можно интерпретировать не только как мнение индивида о той или иной отрасли науки, но и как его принадлежность к той или иной научной парадигме по факту получения образования определённой направленности (математического, биологического, социологического и др.).
Исследовательский вопрос: Связаны ли особенности восприятия информации о COVID-19 в социальных сетях с профилем образования индивида?
Объект исследования – восприятие информации о COVID-19 в социальных сетях.
Предмет исследования – особенности восприятия информации о COVID-19 в социальных сетях в зависимости от профиля образования индивида.
Цель исследования – определить, связаны ли особенности восприятия информации о COVID-19 в социальных сетях с профилем образования индивида.
Задачи:
1) определить особенности освещения и восприятия пандемии коронавируса в социальных сетях;
2) раскрыть значимость фактора отношения к науке для формирования особенностей восприятии информации о коронавирусе в социальных сетях;
3) типологизировать уровень образования российских пользователей социальных сетей;
4) определить маркеры доверия к дезинформации, распространяющейся в социальных сетях;
5) на эмпирическом материале, полученном посредством количественного онлайн-опроса, определить специфику восприятия информации о COVID-19 в социальных сетях;
6) на основании полученных результатов предложить рекомендации по предотвращению распространения дезинформации о COVID-19 в социальных сетях.
Гипотезы исследования:
H1: Склонность некритично воспринимать дезинформацию о COVID-19 в социальных сетях связана с профилем образования индивида.
Н2: Уровень тревоги, возникающий в результате восприятия информации о COVID-19 в социальных сетях, связан с профилем образования индивида.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём определяется характер влияния профиля образования индивидов на особенности восприятия ими информации о коронавирусе, распространяемой в социальных сетях.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в нём систематизированы результаты исследований об особенностях восприятия информации о коронавирусе в социальных сетях, а также специфицирован концепт «вера в науку», рассматриваемый многими учёными в связи с особенностями восприятия информации о коронавирусе в современном медийном пространстве.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться для разработки коммуникационных стратегий, направленных на препятствование распространению дезинформации о коронавирусе в социальных сетях.
Теоретическая база исследования: теория пост-правды; модель восприятия информации с учётом уровня доверия к науке, предложенная Й. Су .
Методы исследования. В исследовании использован количественный дизайн. Методы сбора эмпирического материала – количественный онлайн-опрос, который был проведён в период с 1 по 8 мая 2021 г. В опросе приняло участие 300 человек.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определяется актуальность темы исследования, формулируются проблема исследования, исследовательский вопрос, цель, задачи, объект и предмет исследования. Кроме того, во введении предоставлена информация о теоретической и эмпирической базах исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются особенности восприятия информации коронавирусе в современных социальных сетях, а также обсуждаются факторы, влияющие на этот процесс. Особое внимание уделяется уровню доверия к науке как потенциально значимому фактору в контексте восприятия информации о коронавирусе в социальных сетях.
Во второй главе больше внимания уделяется проблемам методологии исследования. В ней предлагается типология профилей обучения, необходимая для последующей проверки поставленных гипотез, а также определяются маркеры доверия к дезинформации, распространяющейся в социальных сетях.
В третьей главе излагаются результаты эмпирического исследования с целью подтверждения либо опровержения сформулированных гипотез. На основании полученных результатов также даются рекомендации по противодействию распространению дезинформации о коронавирусе в социальных сетях.
В заключении подводятся общие итоги исследования.


КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

Shilova N Shilova N
35000 р