1 : C
Контрольная работа
24 сен 2022
1 страниц

Внимательно прочитайте текст и установите причинно следственные связи между явлениями.

От книжно-письменной культуры – к экранно-клиповой
Переход к информационному сообществу связан, прежде всего, со сменой культурных форм передачи коллективного опыта, которая также оказала большое влияние на становление новой образовательной реальности.
Люди старшего поколения, педагоги и родители формировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры, насчитывающей уже несколько столетий. Они воспитывались на классическом романе XIX века с его эстетикой литературного языка, культурой устной и письменной речи, многообразием способов выражения эмоций, чувств, переживаний, на его морально-этических принципах. Они разделяют убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения классической литературы, не знакомый с историко-культурным наследием человечества, не может считать себя и быть культурным человеком.
Люди старшего поколения формировались также на традиционном учебнике, в котором, как и в романе, автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, лишённый возможности изменить что-либо в сюжете или в подаче материала. Они мыслят категориями пересказа: плавной и связанной устной и письменной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения событий, возможностью остановиться, подумать, неоднократно вернуться к прочитанному. И литературные произведения, и исторические нарративы строились по линейному принципу движения от эпилога (причин) к развитию событий, кульминации и развязке (последствиям). Педагогам очень хочется вести детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, «от автора», ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели.
Современные дети - представители иной, экранно-клиповой культуры (клип – англ. нарезка, стрижка; быстрота движения, вырезка (из газеты), отрывок из фильма, а также обман, воровство). Она проникает в их сознание не только детей, но также молодых людей благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с принципиально иной системой коммуникаций. Они не воспитывались на романе, читали в лучшем случае сокращённое изложение литературных произведений, очень мало читают книги и предпочитают остросюжетные действа, в которых нет места чувствам, переживаниям, выражению эмоций, описанию красот природы. Зато есть стремительно разворачивающийся сюжет, action - чистое действие, захватывающая интрига.
Это дети насыщенной информационной среды, кнопочного стиля, кратких команд, свободы выбора действий и программ, веера вариантов ответов. Они уходят от связной повествовательной линии, у них есть возможность создать свой гипертекст, в любой момент активно вторгаться и изменять ход и результаты игры, развёртывание обучающего материала. Их привлекает моделирование, проектирование, конструирование, программирование, а не пассивная репродукция чужих мыслей и действий, пускай даже очень умных. Их речь не изобилует изысками. С точки зрения педагога, она примитивна, как словарный запас Эллочки-людоедки, в её основе – не логика и план, а быстрая смена образов. Эти дети стремительно теряют интерес к традиционному обучению, они предпочитают обучаться и действовать на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии, ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Им ближе инновационное оценивание в форме портфолио, чем традиционная отметка.
Одним из последствий утверждения экранно-клиповой культуры является формирование клипового мышления у учащихся. Клиповое мышление подобно видеоряду, серии быстро сменяющихся ярких картинок и образов, слабо связанных друг с другом. Такое мышление не может существовать без стробоскопических, мерцающих эффектов, воздействующих на эмоциональную сферу.
Привычка к быстрой, периодически повторяющейся смене образов не позволяет этим детям долго сосредоточиваться на значительном объёме информации в словесной или письменной форме. Осилить параграф учебника стандартного объёма нередко превращается для них в неразрешимую задачу, а нередко и в пытку. Это же касается работы с литературным произведением XIX века, а также со сложным, требующим значительных интеллектуальных усилий, запоминания или развитых чувств, историческим материалом. В результате – низкий уровень культуры чувств, неразвитая способность к сопереживанию, эмпатии. Информация или образ очень быстро стирается из памяти в ожидании новой порции ярких ощущений. Мы ещё не знаем всех последствий экранно-клиповой революции и интернетизации жизни для формирования личности, но такова сегодняшняя образовательная и социокультурная реальность, не считаться с которой уже нельзя.
Психологически клиповое мышление имеет пониженную способность к анализу, к поиску смысла, к рациональному восприятию мира. Оно склонно к простым решениям, к разрешению проблем методом их устранения, подобно нажатию кнопки. Этот алгоритм переносится в реальную жизнь, при этом не всегда прослеживаётся чёткая грань между ней и виртуальной реальностью. По всей вероятности, отсюда и агрессивность, склонность к насилию, неспособность к компромиссам, к поиску взаимоприемлемых решений. Этим в определённой мере можно объяснить и невероятную тягу детей и молодёжи попробовать что-то новое, дающее яркую смену образов – склонность к употреблению наркотиков, алкоголизму, токсикомании. Отсюда проблемы с развитием чувства ответственности, а также подверженность суицидальным настроениям, массовый «пофигизм», равнодушие к судьбам даже самых близких людей.
Дети с клиповым мышлением стремительно теряют интерес к традиционному обучению и воспитанию, учебно-воспитательному процессу, построенному в логике линейности, по утверждённым извне программам, морализаторству. У них существует стойкое отвращение к традиционному толстому монологичному учебнику. Сегодня трудно представить подростка, который прочитал бы все четыре тома «Войны и мира». Дети с клиповым мышлением предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным планам и программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии. Это в лучшем случае. В худшем случае у них вообще отсутствует интерес к обучению и нужна целая система мотивирующих приёмов для повышения их обучаемости.
История в свете клипового мышления предстаёт в виде мозаики фрагментированных, разрозненных, мало связанных между собой ярких исторических фактов и образов, нередко в стиле фэнтази, исторического оксюморона – сочетания несочетаемого. Она напоминает постоянно вращающийся калейдоскоп, источник всё новых и новых исторических картинок. В исторической картине мира детей с клиповым мышлением с трудом приживаются хронологичность, историзм и причинность, вдумчивость подходов и взвешенность оценок. Не случайно такие дети на полном серьёзе, не задумываясь, спрашивают сравнительно молодых учителей о том, видели ли они Сталина.
Отсюда также и проблема формирования исторической памяти, глубокого чувства патриотизма, гражданской идентичности, на формирование которых влияет не столько историко-культурный опыт и историческая память предков, сколько СМИ, Интернет-ресурсы, кинематограф и прочие источники исторического мифотворчества, представленные в ярких картинках и образах.
Экранно-клиповое мышление усиливается, в том числе, и существующей системой образования, которая начала интуитивно под него подстраиваться. Так, текст в учебниках становится фрагментированным, разбитым на смысловые блоки небольшого объема, а общий вид страницы учебника напоминает разворот популярного журнала или Интернет-страницы. Он насыщен большим количеством рисунков, фотографий, схем, вставок, ссылок, вопросов, рубрик, прерывающих сравнительно небольшой по объёму основной текст. Нередко они имеют самодовлеющий характер, выступают в роли «архитектурного излишества», препятствуя развитию воображения учащихся. Уроки, как правило, проводятся с использованием интерактивных досок, слайдов, мультимедийных презентаций, фрагментов электронных учебников и методических пособий с хорошим мультимедийным расширением, однако далеко не всегда их использование является дидактически обработанным и методически оправданным. Такими же «клиповыми» нередко становятся конкурсы педагогического мастерства, в которых, как в фильмах, гораздо выше оцениваются «спецэффекты», чем реальное содержание.
Если педагогически не осмысливать этот феномен, не обучать школьников рефлексии оснований клипового мышления, то его негативные проявления будут только усиливаться. По всей вероятности, противодействовать им можно путём той же проектной технологии, которая пошаговым способом позволяет выстраивать цепочку последовательных действий от исходного положения до достижения поставленной цели. Не менее важны техники развития воображения на основе работы с текстом без привлечения картинок, техники самостоятельного выстраивания системы образов, техники обсуждения, анализа, обучения осмысленному конспектированию с выделением главного, технологии развития критического мышления, технологии выстраивания целостной гуманитарно-исторической картины мира на основе ценностной составляющей взамен мозаично-фрагментарной и т.д.
Но, к сожалению, сегодняшняя школьная педагогическая практика пока ещё только начинает нащупывать эффективные способы реагирования на тот аспект новой образовательной реальности, который связан с формированием клипового мышления. Идут поиски надёжных методик и технологий решения проблемы педагогически не управляемого, спонтанного развития экранно-клипового мышления. По всей вероятности, их создание и эффективное внедрение станет, в том числе, делом сегодняшних педагогов и выпускников педагогических вузов, идущих работать в школу.

Timofeevna Timofeevna
1000 р