---
Самостоятельная работа
20 ноя 2021
5 страниц

Психология мотивации субъектов образовательного процесса. Психология педагогической оценки.

ФРАГМЕНТ

Изучение учебной и профессиональной мотивации студентов является задачей, имеющей большое значение для повышения эффективности высшего образования. Значительное количество исследований, раскрывающих особенности учебно-профессиональной мотивации, связано с мотивацией обучения. Последняя определяется как особый вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом факторов, характерных для той деятельности, в которую она включена. Она определяется, во-первых, самой системой образования, образовательным учреждением; во-вторых, организацией учебного процесса; в-третьих, личностными особенностями обучающегося; в-четвертых, личностными характеристиками преподавателя, прежде всего, связанными с его отношением к обучающимся и своей профессии в целом; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Учебный мотив как структурный компонент учебной мотивации, по определению Л.И. Божович, - это "мотивы, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную в течение всей предшествующей жизни как семьей, так и самой школой" [1, с. 22]. А.К. Маркова определяет мотив как "направленность студента на определенные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением к ней ученика" [5, с. 56].
Исследования показали, что при анализе мотивации учебной деятельности важно не только выявить доминирующий мотиватор (мотив), но и учесть структуру мотивационной сферы человека. Так, например, в исследовании Н.Н. Власовой выделяются два плана мотивации: волевой и непроизвольный. Произвольный план мотивации проявляется тогда, когда мотивы ученика вызываются без посторонней помощи. Непроизвольная мотивация возникает в случае намеренного формирования мотива извне (например, с помощью педагогического воздействия) [3, с. 87].

Grigory Grigory
450 р