Психология
Дипломная работа
2020 год
72 страниц

Психологическая поддержка руководителя в стрессе

ВВЕДЕНИЕ Профессия менеджера занимает одно из первых мест в рейтинге профессий, тесно связанных с ситуациями стресса. В настоящее время в управленческой деятельности менеджеров высшего звена встречается огромное количество факторов стресса: большой объем информационной нагрузки; деятельность в условиях неопределенности; огромный уровень ответственности за результаты деятельности; дефицит времени; производственные конфликтные ситуации и другие факторы управленческой деятельности. Управленческую деятельность как психологически напряженную и выделить в ее структуре факторы, предъявляющие повышенные требования к мобилизации внутренних ресурсов менеджеров в процессе ее реализации. К ним относятся объективные требования и особенности, присущие содержанию и условиям труда руководителей, в числе которых, основную психологическую нагрузку несут многообразие и разнородность функций и качественные «перегрузки», специфика управленческого взаимодействия и связанный с ней ролевой конфликт, высокая ответственность за результаты труда, организационный контекст выполнения профессиональных обязанностей. Существенными также является разнообразие форм отреагирования стрессовой ситуации и формирование различных проявлений психологической дезадаптации как следствия длительного переживания стресса. Длительное воздействие стрессовых ситуаций на руководителя приводит к дистрессу, который становится следствием возникновения выгорания управленцев, как следствие и различные болезни: желудка, хронические головные боли, бессонница и невроз — таковы наиболее типичные недуги менеджеров. Проблема негативных последствий стресса в управленческих видах труда не только остро стоит на практике, но и является предметом специальных психологических исследований. Вопросы сохранения профессионального здоровья и долголетия менеджеров, психологического обеспечения надежности их деятельности, являются необходимыми составляющими в рамках психологического обеспечения деятельности профессионалов управленческих видов труда. В то же время, исследования стресса в различных видах труда, в основном, проводились в рамках парадигмы соответствия «личность - среда», о чем свидетельствует обширный материал по описанию разнообразных источников управленческого стресса и их возможных негативных последствий. Таким образом, актуальность данного исследования определяется несмотря на существование исследований, направленных на изучение профессионального стресса, недостаточно разработанной остается проблема психологической поддержки руководителей в состояние стресса. Теоретической основой исследования явились работы следующих ученых: Г.Селье, А.Н.Занковского, Н.В. Самоукиной, Е.И. Рогова и других. Объект исследования: состояние стресса у руководителей. Предмет исследования: психологическая поддержки руководителей в состоянии стресса. Цель работы: исследовать процесс психологической поддержки руководителей в состоянии стресса. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме психологической поддержки руководителей в состояние стресса. 2) Исследовать особенности руководителей в состоянии стресса. 3) На основе полученных результатов разработать и апробировать программу психологической поддержки руководителя в состоянии стресса. 4) Определить эффективность программы психологической поддержки руководителя в состоянии стресса. Для подтверждения цели исследования выдвинули следующую гипотезу: программа психологической поддержки помогает руководителям освоить методы психологической помощи и самопомощи. Это снижает риск развития стрессовых состояний. Методы исследования: 1) Теоретический анализ научной литературы; 2) Психологические опросно-диагностические методы, включающие следующие методики:  Методика «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева).  Методика «Самооценка руководителя психической устойчивости в межличностных отношениях» (М.В.Секач, В.Ф.Перевалов, Л.Г.Лаптев).  Методика «Диагностика состояния стресса» (автор: А.О.Прохоров).  Методика стратегий поведения в конфликтах (автор: К. Томаса адаптирована Н. В. Гришиной). 3) Методы статистической и математической обработки результатов эксперимента (корреляционный анализ, критерий Спирмена и Т-критерий Вилкоксона). База исследования: ОАО «Ковровская типография», ОАО «ЗиД» и ОАО «Ковровский механический завод». г.Коврова Владимирской области. В исследовании участвовали 17 руководителей в возрасте от 35-55 лет (6 женщин и 11 мужчин). Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы психологами в целях профилактики и предупреждения развития стресса у руководителей. Цели и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, теоретической главы, экспериментальной главы, проектного раздела, заключения и библиографического списка и приложений.

АННОТАЦИЯ Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении дана краткая характеристика проблемы, обосновывается актуальность и определяется цель работы; описывается объект, предмет, гипотеза исследования; представлены теоретические и методологические основы работы; описаны методы исследования; научная и практическая значимость проведенного исследования. Теоретическая глава 1 включает теоретический анализ литературы по теме психологической поддержки руководителя в состоянии стресса: состояние стресса как социально-психологическая категория, особенности стрессовых состояний у руководителя, современные методы психологической поддержки руководителя в состоянии стресса. Экспериментальная глава 2 содержит научно-исследовательский раздел. Методическая часть второй главы содержит описание структуры исследования стрессовых состояний у руководителя и его характеристику, включающие: изложение плана эмпирического исследования; описание эмпирического объекта; характеристику выборки; краткую характеристику методик практического исследования. Эмпирическая часть раскрывает исследование стрессовых состояний у руководителя Проектный раздел работы рассматривает основное содержание программы психологической поддержки и определение эффективности программы психологической поддержки Заключение содержит обобщение основных результатов исследования, рекомендации по конкретному их использованию, перспективы дальнейшей научной работы по психологической поддержки руководителей в состоянии стресса Библиографический список включает 54 использованных источников. Общий объем работы (без приложений) составляет -- страниц.

1. Айсина, Р.М. Личностные предпосылки формирования синдрома эмоционального выгорания/ Р.М. Айсина, Н.П.Дедов// Вестник Университета – 2016. - № 10. – C. 21 – 27; 2. Айсина, Р.М. Роль самооценки в формировании эмоционального выгорания / Р.М. Айсина// Вестник Университета. – 2017. - № 1 – С. 113 – 119; 3. Айсина, Р.М Эмоциональное выгорание лиц, занятых в сферебизнеса: особенности профилактики и стратегии консультативной помощи / Р.М. Айсина//Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России». − М.: Инсайт, 2015. – № 2− С. 26 – 27; 4. Айсина, Р.М. Эмоциональное выгорание менеджера как проявление его профессиональной дезадаптации/Р.М. Айсина // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России». – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2016. – № 3 - С. 112. 5. Ананьев, Б.А. Введение в психологию здоровья / Б.А. Ананьев − СПб.: Питер, 2009. – 401с.; 6. Анциферова, Л.И. Условия деформации личности. Новые исследования/ Анциферова Л.И. − М.: Просвещение, 2014. – 392с.; 7. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. − СПб.: Питер, 2014.- 271 с.; 8. Артамонова, В.Г.. Профессиональные болезни/ В.Г. Артамонова, Н.Н. Шаталов. − М.: Медицина, 2015. – 312с.; 9. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г.Асмолов. − М.: МГУ, 1984. − 104 с.; 10. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности/С.П.Безносов. − СПб.: Речь, 2014. – 304с.; 11. Белов, В.М. Психология здоровья/ В.М.Белов. − СПб.: Алетейя, 2015. – 356с.; 12. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М.: Просвещение, 2016. – 212с.; 13. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2016. – 105 с.; 14. Вагин, И.О. Практический сталкинг: путь к успеху / И.О. Вагин. − М.: АСТ, 2014. - 288 с.; 15. Водопьянова, Н.Е. Психическое выгорание / Н. Е. Водопьянова. − М.: Медицина, 2015. – 306с.; 16. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – М.: Академия, 2018.– 312 с. 17. Воробейчик, Я.Н. Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким)/ Я.Н. Воробейчик, М.Я.Минкович. – М.: Просвещение, 2012. - 362с.; 18. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2016. − № 1.− С. 27–39.; 19. Жеглова, К.Ю. Особенности динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи:авторефдис. ... канд. психол. наук / К. Ю. Жеглова. – Ярославль: ЯГУ, 2017. – 26 с.; 20. Зеер, Э. Ф. Психология профессий/ Э. Ф. Зеер. – М. : Просвещение, 2005. − 329 с.; 21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства /Е.П. Ильин. − СПб.: Питер, 2016.− 752 с.; 22. Ильиных, О.В. Социально-психологическая структура психического выгорания сотрудников милиции, общественной безопасности:автореф. дис. .. канд. психол. наук / О. В. Ильиных.– Кострома, КГУ, 2015 – 21 с.;

Bgslepnevstst Bgslepnevstst
Бесплатно