Информационные технологии
Лабораторная работа
28 ноя 2022
1 страниц

Лабораторный практикум 3

Лабораторная работа № 14.Технологии работы с текстовыми
документами
Цель: Получить навыки работы с текстовым процессоромMSWord.
Научиться выполнять основные операции с текстом. Форматирование
страниц, оформление страниц документа. Создание таблиц.
Теоретический материал
Правила оформления текстовых документов
Изложение текста и оформление работ следует выполнять в
соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2017.
1. Текст работ следует печатать, соблюдая следующие
требования:
 текст набирается шрифтом TimesNewRoman кеглем не менее 12,
строчным, без выделения, с выравниванием по ширине;
 абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту
1,25 см;
 строки разделяются полуторным интервалом;
 поля страницы: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15
мм;
 полужирный шрифт применяется только для заголовков разделов и
подразделов. заголовков структурных элементов;
 разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования
внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя
шрифты разной гарнитуры;
 введение и заключение не нумеруются.
2. Основную часть работы следует делить на разделы и
подразделы:
 разделы и подразделы должны иметь порядковую нумерацию в
пределах всего текста, за исключением приложений;
 нумеровать их следует арабскими цифрами;
 номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер
подраздела, разделенные точкой;
 после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят;
 разделы и подразделы должны иметь заголовки;
 заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа
с прописной буквы, полужирным шрифтом, без точки в конце, не
подчеркивая;
 если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;
 переносы слов в заголовках не допускаются;
 каждый структурный элемент и каждый раздел основной части отчета
начинают с новой страницы.
3. Нумерация страниц текстовых документов:
 страницы работ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая
сквозную нумерацию по всему тексту работ;
 титульный лист включают в общую нумерацию страниц работ;
 номер страницы на титульном листе не проставляют;
 номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
4. Рисунки:
 на все рисунки должны быть ссылки: …в соответствие с рисунком 1;
 рисунки, за исключением рисунков приложений, следует нумеровать
арабскими цифрами сквозной нумерацией;
 рисунки могут иметь наименование и пояснительные данные
(подрисуночный текст), наименование помещают после пояснительных
данных: Рисунок 1 – Детали прибора;
 рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией
арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения:
Рисунок А.3.
5. Таблицы:
 на все таблицы должны быть ссылки, при ссылке следует писать слово
«таблица» с указанием ее номера;
 таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать
арабскими цифрами сквозной нумерацией;
 наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без
абзацного отступа: Таблица 1 – Детали прибора;
 таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией
арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
6. Приложения:
 в тексте отчета на все приложения должны быть ссылки, приложения
располагаются в порядке ссылок на них в тексте отчета;
 каждое приложение следует размещать с новой страницы с указанием в
верхней части страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ»;
 заголовок приложения записывают с прописной буквы, полужирным
шрифтом, отдельной строкой по центру без точки в конце;
 приложения обозначаются прописными буквами кириллического
алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й О, Ч, Ъ, Ы, Ь;
 допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за
исключением I и O;
 в случае полного использования букв кириллического и латинского
алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Цель работы: Уметь работать с текстовым процессором
MicrosoftWord, форматировать документ.
ЗАДАНИЕ 1. Редактирование документа
Оформите доклад по одной из выбранной вами теме.
Отредактируйте текст доклада. (смотрите требования по оформлению
документа)
1. Основныепонятияуправленияинформационнымирискамииобеспе
чениябезопасностиинформации
2. Информационная безопасность. Угрозыбезопасности.
3. Информационная безопасность. Случайныеугрозы.
4. Информационная безопасность. Преднамеренныеугрозы.
5. Принципыпостроениясистемыобеспеченияинформационнойбезоп
асности
6. Механизмы обеспечения информационной безопасности.
Правовые и организационные методы защиты.
7. Механизмы обеспечения информационной безопасности.
Механизмы защиты от случайных угроз.
8. Механизмы обеспечения информационной безопасности.
Механизмы защиты от преднамеренных угроз.
9. Механизмы обеспечения информационной безопасности.
Обеспечение безопасности информации пользователями информационных
систем
10. Использование возможностей операционных систем для защиты
информации
11. Безопасное использование прикладных программ MS Office.
1.1. Оформление документа.
1. Установите размер бумаги — A4. Разметка страниц  Размер
2. Настройте поля: верхнее, правое и нижнее — по 2 см, левое — 2,5
см.Разметка страниц  Поля
3. Отформатируйте текст. Главная  Выделить  Выделить все
Установите:
Шрифт - Times New Roman 14 pt.
На вкладке Главная Абзац(см. рис 1.1)
 левая и правая границы — по полям;
 абзацный отступ— 1.25 см;
 выравнивание — по ширине;
 междустрочный интервал — полуторный;
Рис. 1.1. Вкладка «Абзац» для форматирования текста
4. Оформите заголовки стилем «Заголовок 1».
Выделите в тексте первый заголовок «Системы автоматизации работы с
документами»на вкладке «Главная» выберите «Заголовок1» 
отформатируйте заголовок:
 Для стиля «Заголовок1»(см рис. 1.2)
 левая и правая границы — по полям;
 абзацный отступ — 0;
 выравнивание — по центру;
 шрифт — Arial; размер 16пт, полужирный.
 заголовки должны автоматически нумероваться.
Рис. 1.2. Вкладка «Абзац» для форматирования заголовка
5. Оформите аналогично все остальные заголовки в документе.
Для того, чтобы не оформлять каждый заголовок в документе способом,
описанным выше, можно настроить оформление данного типа заголовка.
Для этого
 (Рис. 1.4.): Главная  Стили  Применить стили Изменить
Главная Абзацзаполнить вкладку «Абзац».

Рис. 1.3. Вкладка «Абзац» для форматирования заголовка
 (Рис. 1.4.): на вкладке «Применить стили»
Изменитьзаполнить вкладку «Изменение стиля» нажать
клавишу «Формат» Нумерация (Рис. 1.4.).
Рис. 1.4. Вкладка «применить стиль»
Рис. 1.5. Вкладка нумерация
 Далее выделяя названия параграфов в кладке «Применить
стили» менять в строке «Имя стиля» Обычный на Заголовок1. (Рис. 1.6)
Рис. 1.6. Вкладка «Применить стили» для автоматического форматирования
заголовков документа
6. Пронумеруйте страницы документа. Отформатируйте номера страниц:
 номер страницы расположен снизу, центрирован;
 размер шрифта номера страницы — 11 пт.
Вставка  Номер страницы  Внизу страницы Справана
вкладке «Главная» укажите TimesNewRoman 11 pt.
Задание 1.2. Оформление титульного листа и оглавления.
1. Добавьте две пустые страницы в начале документа.
Поставьте курсор вначале первой строки документа Вставка
Разрыв
2. Первую страницу сделайте титульной, оформив ее по образцу
(рис. 1.7.):
Рис. 1.7. Оформление «Оглавления» в документе
3. На второй странице в начале документа составьте его оглавление.
вкладка«Ссылки»  Оглавление. Отформатируйте его как весь текст
документа (рис. 1.8.).
Рис. 1.8. Оформление «Оглавления» в документе
Задание 1.3. Оформите списка литературы.
Ознакомьтесь с правилами оформления списка литературы, которые
размещены в файле «Правила оформления списка литературы».
1. Воспользуйтесь библиотеками в мегакампусе, найдите литературу по
теме «Электронный документооборот», выберите 3-4учебника и внесите их в
конце документа в список литературы.
2. Перейдите по ссылке https://cyberleninka.ru/ на сайт НАУЧНОЙ
ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ «КИБЕРЛЕНИНКА», найдите 2-3 статьипо
теме «Электронный документооборот» и внесите их в список литературы.
3. В сети Internet найдите 3-4 электронных ресурсапо теме
«Электронный документооборот» и внесите их в список литературы.
Задание 1.4. Добавьте заголовок «Список использованной
литературы» в оглавление документа.
ЗАДАНИЕ 2. Оформление таблиц.
Начало работы: загрузить документ Таблица1.doc.
Задание 3.1.Оформление таблицы1.
1. Выделите таблицу.
На вкладке «Главная» в разделе «Абзац» установите «Все
границы».
2. Добавьте слева от первого столбца еще один столбец. Разместите
в нем номера строк.
Выделите первый столбец правой кнопкой мыши откройте вкладку,
выберите там ВставитьВставить столбцы слева.
Выделите первый столбец на вкладке «Главная» в разделе «Абзац»
выберите нумерация. Выделите первый столбец и в разделе «Абзац» уберите
все выступы и отступы.
3. Настройте ширину столбцов. Выровняйте ширины столбцов с
числовыми данными.
Выделите таблицу  правой кнопкой мыши откройте окно и выберите
там «Выровнять ширину столбцов». Чтобы настроить отдельно
столбцы с числовыми данными, выделите их и выберите «Свойства
таблицы».
4. Выровняйте наименования стран по левой стороне ячейки.
5. Продублируйте заголовки столбцов на последующие страницы.
Выделите первую строчку перейдите на вкладку «Макет» в
разделе «Данные» выберите «Повторять строку заголовка».
6. Отсортируйте таблицу в алфавитном порядке по наименованию
стран.
Выделите столбец с наименованиями стран перейдите на вкладку
«Макет» в разделе «Данные» выберите «Сортировка по возрастанию».
7. Настройте границы таблицы. Обрамление всей таблицы, нижнюю
границу заголовка столбцов, правые границы первого и второго столбца
выполнить двойной линией; остальные границы - одинарной линией (рис.
2.1.).
Рис. 2.1. Результат форматирования таблицы 1.
8. Создайте копию таблицы и отсортируйте ее по значениям на 1997
г. в порядке убывания.
Задание 3.2. Оформление таблицы 2.
1. Преобразуйте текст в таблицу.
Выделите текст, который вы хотите преобразовать, а затем щелкните
Вставка Таблица Преобразовать в таблицу. В разделе Размер
таблицы убедитесь в том, что указанные числа соответствуют требуемому
количеству столбцов и строк. В разделе Автоподбор ширины столбцов
выберите вид таблицы.
В результате у вас должно получиться:
2. Добавьте слева от первого столбца еще один столбец. Разместите
в нем номера строк.
3. Настройте ширину столбцов. Выровняйте ширины столбцов с
числовыми данными.
4. Выровняйте наименования стран по левой стороне ячейки.
5. Отсортируйте таблицу по значениям на 1997 г. в порядке
убывания.
6. Настройте границы таблицы. Обрамление всей таблицы, нижнюю
границу заголовка столбцов, правые границы первого и второго столбца
выполнить двойной линией; остальные границы - одинарной линией.
Задание 3.3. Оформление таблицы 3.
1. Добавьте слева от первого столбца еще один столбец. Разместите
в нем номера строк.
2. Отсортируйте таблицу по значениям на 1997 г. в порядке
убывания.
3. Удалите столбцы с данными за 1991-1996 годы. Удалите 3
последних строки.
4. Выровняйте наименования стран по левой стороне ячейки.
5. Преобразуйте таблицу в текст. В качестве разделителя выберите
пробел.
6. Создайте новую таблицу из пяти столбцов:
на вкладке «Вставка» Таблица  выберите «Вставить таблицу».
Для объединения нескольких столбцов или строк, необходимо их
выделить щелкнуть правой кнопкой мышив появившемся окне
выбрать  объединить ячейки.
7. В первом столбце разместите номера строк.
8. Во второй столбец скопируйте названия стран.
9. В оставшиеся столбцы скопируйте данные за 1997 год из таблиц
1, 2 и 3.
10. Отсортируйте данные в афавитном порядке названий стран.

Vladimir.Burdak Vladimir.Burdak
550 р