Русский язык
Аттестационная работа
18 апр 2024
1 страниц

контрольная

11
Сложносочинённые предложения
Прочитайте текст и выполните задания.
1) Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. 2) Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой. 3) Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. 4) Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. 5) И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. 6) Давно это было, а все вспомнилось. 7) Сколько же он понаделал ошибок в жизни! 8) Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. 9) Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево…
(Из романа Л. В. Карелина "Змеелов")
Имейте в виду, что одно предложение может быть ответом для разных вопросов.
1) Впишите в поле ввода (без запятых и пробелов, в порядке возрастания) номера сложносочинённых предложений.



12
Сложноподчинённые предложения
На месте каких цифр должны стоять запятые, разделяющие предложения, соединённые союзной подчинительной связью?
Запишите цифры в порядке возрастания без пробелов и иных символов.
Не заметно было (1) чтоб Тихон выспрашивал людей о том (2) что они думают (3) он только назойливо присматривался к человеку птичьими (4) мерцающими глазами и (5) как будто высосав чужие мысли (6) внезапно говорил о том (7) чего ему не надо знать (Максим Горький).


13
Бессоюзные сложные предложения
Выберите бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания не расставлены.
Фантазия его разыгралась он запускал спутники с телевизионными установками управлял погодой (Д. А. Гранин).
Он не желал и думать что Крылова может не устраивать должность начальника лаборатории (Д. А. Гранин).
Свет погас он уселся на приступку и стал ждать (Д. А. Гранин).
В тундре и на глухих таёжных озерах затихает перезвон их (лебедей) крыльев там они спокойно выводят птенцов (М.Д. Зверев).
Он и понятия не имел что мимоходом выдал Агатову идею над которой тот бился больше месяца (Д. А. Гранин).




17
Пунктуационный анализ текста
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Ромашов уже знал теперь твердо, что не останется служить в армии и непременно уйдет в запас, как только минуют три обязательных года. (2) Но он никак не мог себе представить, что он будет делать, ставши штатским. (3) Поочередно он перебирал: акциз, железную дорогу, коммерцию. (4) И тут впервые Ромашов с изумлением представил себе все разнообразие занятий и профессий, которым отдаются люди. (5) «Откуда берутся, — думал он, — разные смешные, чудовищные, нелепые и грязные специальности? (6) Каким, например, путем вырабатывает жизнь тюремщиков или собачьих цирюльников? (7) Или, может быть, нет ни одной даже самой капризной человеческой выдумки, которая не нашла бы тотчас же исполнителя и слуги?»
(8) Ромашов всё глубже и глубже вдумывался в жизненные явления, и всё ясней и ясней становилась для него мысль: существуют только три гордых призвания человека. (9) К ним он относил науку, искусство и свободный физический труд.
Запишите номера этих предложений в порядке возрастания, без пробелов и запятых: 12345


18
Средства связи предложений в тексте
Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Мальчик Кипренский – сын бригадира Дьяконова, отданный отцом на воспитание своему крепостному Адаму Швальбе, – был с ранних лет предоставлен себе. (2) Он мог часами слушать рассказы матросов или бегать из дому в ораниенбаумские сады и прятаться там от сторожей и садовников.
(3) Эти сады славились каналами. (4) Веснами в них отражались заросли цветущей сирени. (5) Мраморные статуи смотрели в зеленоватую воду холодных прудов, где плавали форели. (6) Театр и дворец, построенные Растрелли, давно пустовали. (7) Мальчик был волен населять эти залы выдуманными героями и прекрасными женщинами. (8) Он делал это со страстью и с полной верой в их существование.
(9) Так с детства Кипренский привык мечтать. (10) Спустя много лет эта героическая мечтательность сообщила особое очарование его работам. (11) Это было в те годы, когда Кипренский превратился из крепостного мальчика в художника и о его «магическом кисти» заговорила вся Европа.
(12) В Ораниенбауме Кипренскому изредка удавалось пробираться мимо полосатой будки гренадера к самому дворцу. (13) Мальчик осторожно подымался на террасу и, прижав лоб к холодному стеклу дверей, долго, до ломоты в висках, рассматривал старинные портреты, висевшие в залах.
(14) Дома Кипренский по памяти рисовал эти портреты, а добродушный Адам Швальбе тайком от него показывал их своему барину Дьяконову. (15) Рисунки были хорошие, и Дьяконов решил отдать совсем еще маленького мальчика в Академию художеств. (16) Там ему переменили фамилию на Кипренский.
(По К.Паустовскому)
Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью формы слова и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.



20
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. (2) Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда ее братья настойчиво требовали у отца раздела имущества. (3) Неожиданное возвращение матери еще более обострило и усилило их желание выделиться. (4) Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж «самокруткой», против его воли. (5) Уже вскоре после приезда, в кухне, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки, а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко — петухом — закричал: «По миру пущу!» (По М. Горькому)
Прочитайте фрагмент рецензии.
В нем рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«В данном фрагменте М.Горький описывает свою жизнь, детство. Для этого автор использует такие тропы, как (А)______(«горячим» в предложении 1), (Б) ______ («дом … был наполнен … туманом взаимной вражды» в предложении 1), лексическое средство (В) ______ («самокруткой» в предложении 4), которые придают яркость повествованию. Кроме того, писатель использует такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) ______ (предложение 5)».
1. парцелляция
2. инверсия
3. устаревшее слово
4. эпитет
5. оксюморон
6. ряды однородных членов предложения
7. сравнение
8. синонимы
9. метафора
Впишите в поле ввода номера терминов в том порядке, в котором они встречаются в тексте рецензии, без пробелов и запятых, например: 1234

Elena1 Elena1
4200 р