Николенко О.Ю.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИАЛЕКТОЛОГИИ (АНАЛИЗ ТЕКСТА).
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради.
Текст варианта должен быть переписан.
Прежде чем приступить к анализу текста, дайте письменную характеристику записи (см. пособие Исаевой Т.А. «Контрольная работа по русской диалектологии (для студентов-заочников)». - М., 1986.- С. 19.).
1. Анализ фонемных черт говора.
1/ Вокализм.
а/ состав гласных фонем, отличия от литературного языка.
Выписать все слова, распределив их по колонкам таблицы в соответствии с тем, какой исконный фонематический гласный находится под ударением.
Таб.№ 1.
1 2 3 4 5 6 7
<а> <у> <и (ы)> <о> (<ô>)
этим.*о <е> (<ĕ>)
этим.h
Слова с этимологическими *о и h определяются по пособиям: Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. «Сборник упражнений по русской диалектологии», М., 1990 и Исаева Т.А. «Контрольная работа по русской диалектологии (для студентов-заочников)», М., 1986.
Проанализируйте, одинаково ли произносятся ударные звуки в колонке 4 и 5, в колонке 6 и 7.
Сделайте вывод о количестве гласных фонем в говоре.
б/ ударенный вокализм
- Проанализируйте колонку 1. Распределите слова в таблице в соответствии с качеством соседних согласных (твёрдостью-мягкостью):
Таб.№ 2.
1 2
tat, t’at , tat’ t’at’
Сделайте вывод о наличии или отсутствии перехода t’at - t’et’, о регулярности или лексикализованности этого явления.
- Проанализируйте колонки 6 и 7. Распределите слова в таблице в соответствии с качеством соседних согласных (твёрдостью-мягкостью):
Таб.№ 3
1 2
t’еt t’еt’
е
ĕ (h)
Сделайте вывод о наличии звука [e], о наличии перехода t’et - t’иt’ и о зависимости этого явления от этимологического гласного Е или h.
- Проанализируйте колонки 4, 5, 6 и 7. Выпишите из них только слова с фонетической позицией «гласный среднего подъёма О или Е после t’ перед t под ударением». Проведите довыборку слов из текста, в которых присутствует лабиализация Е в безударной позиции (если они есть). Сделайте вывод о границах лабиализации (зависимости этого явления от этимологического гласного Е или h и от ударения).
в/ вокализм первого предударного слога
А. После твердых согласных
- Проанализируйте реализацию и в позиции 1-ого предударного слога после твёрдого согласного. Для этого необходимо выписать все слова с фонематическими гласными О и А в первом предударном слоге после t, распределив их по колонкам:
Таб. № 4.
<а> <о>
Определить тип – оканье или аканье, доказать.
Если оканье, то необходимо определить полное или неполное. Для этого нужно провести довыборку всех слов, в которых фонематические гласные О и А находятся в позиции 2-ого и 3-его предударных слогов и в заударной позиции, и выявить, различаются ли О и А в этих позициях.
Если аканье, то необходимо определить диссимилятивное или недиссимилятивное. Для этого нужно проанализировать зависимость реализации <о> и <а> как [а] или [ы/ъ] в 1-ом предударном слоге после твёрдого согласного от качества ударного гласного в таблице № 5:
Таб. № 5.
Под ударением <а> Под ударением <не а>
Если переходный тип, то необходимо проанализировать зависимость различения/неразличения О и А в 1-ом предударном слоге после твёрдого согласного от качества ударного гласного в таблице № 6:
Таб.№ 6.
Под ударением <а> Под ударением <о> Под ударением <е> Под ударением <у> Под ударением <и>
Сделать вывод: оканье с ассимилятивным аканьем, ассимилятивное оканье с аканьем, другое.
Б. После мягкого согласного
- реализация , и