Общая психология
Контрольная работа
9 апр 2023
1 страниц

Конфликтогенные ситуации в детско-родительских отношениях

Общение в конфликте
Цель: осознание особенностей конфликтного общения и способов его психологической коррекции.

Для выполнения задания необходимо знать:
1. Когда мысль подают резко, ее могут не принять, даже если она правильна. Любое положение следует выдвигать «в порядке обсуждения» и просить увидеть ошибки. Рекомендуемые фразы: «Мне представляется (кажется)», «Мне близка другая точка зрения...», «Не ошибаюсь ли я, полагая, что...» В случаях, когда точка зрения партнера неприемлема, можно сказать, что она для вас пока непонятна, но именно «пока», именно «для вас» и именно «непонятна», а не «вообще навсегда неверна».
2. При долговременном контакте важно изучить ценностные ориентации партнера и демонстрировать уважение к ним.
3. Используя критику, сместите акцент на конструктивные предложения. Лучше предупреждать возможные ошибочные действия и точки зрения. Тогда действия вряд ли будут предприняты, а точка зрения не будет обнародована, человек же не унижен констатацией причастности к тому, что критикуется. Помните, что вместе с критикой должна звучать и аргументированная самокритика (часть вины падает на меня).
4. Поскольку напряженность создается зачастую в результате несоблюдения гласности, что связано либо с заговором, либо с неуважением, рекомендуется тщательно соблюдать гласность и, более того, активно показывать человеку, что от него нет тайн. Если вы предполагаете, что линия вашего поведения могла бы ущемить интересы партнера по общению, следует рассказать ему о том, что вы хотите предпринять, и спросить, нет ли у него возражений. Если есть, то стоит согласовать план своего поведения с партнером, выработать компромиссный договор, который во имя бесконфликтности надо соблюдать.
5. Прося об услуге или ожидая ее, целесообразно сообщить партнеру о ее моральной ценности для вас; за оказанную услугу необходимо выражать благодарность во всех случаях, когда партнер ее ожидает.
6. Целесообразно прямо или косвенно высказываться о достоинствах партнера. Это может быть и простая констатация факта со скрытой похвалой, и открытая похвала. Но необходимо учесть, что, если она подается «сверху вниз», она фактически перестает быть похвалой. Чтобы избежать этого, давая положительные оценки, надо соблюдать равенство позиций или даже направлять похвалу «снизу вверх».
7. Благодарность следует выражать не только тогда, когда сам партнер поднимает эту тему, а всегда, когда это уместно.
8. Меткое высказывание партнера, удачную шутку целесообразно цитировать со ссылкой на него. Если использована идея, поданная партнером, надо при удобном случае говорить об этом.
9. Как только другой обнаруживает желание высказаться, тут же надо дать понять, что вы «весь внимание». При этом выслушивание должно быть активным и сочувственным. Для этого надо задавать ненавязчивые, лишь ненамного опережающие спонтанные высказывания партнера вопросы, которые стимулировали бы его дальнейший рассказ. Если раскрываются личные тайны, можно пoддepжать этo paccкaзoм о своих личных переживаниях.
10. В процессе затрудненного общения нужно смотреть прямо, открыто, не прятать глаз; поза уверенная спокойная, суета отсутствует. Необходимо произносить фразы твердым, мягким или пониженным тоном в зависимости от ситуации.
Задание. Конструктивное критическое высказывание в конфликте.
Заполните таблицу, предложив высказывание, способствующее разрешению конфликта или снижению напряженности.

Таблица

Конфликтогенные ситуации в детско-родительских отношениях

Ситуации «Родитель—ребенок» Сообщение Конструктивная критика
1. Мать рассержена, поскольку дочь не вымыла посуду после завтрака. Дочь уже открыла дверь, чтобы идти в школу, мать кричит из кухни «Ты знаешь, что я на тебя страшно зла?»

2. Отец хочет почитать газету, а ребенок все время залезает на колени. Отец злится «Ты не должен никогда и никому мешать читать»
3. Мать пылесосит, ребенок все время вытаскивает вилку из розетки. Мать спешит и сердится
«Ты же большой, а так поступают только маленькие дети»
4. Ребенок садится за стол с очень грязными руками и лицом
«Ты - невоспитанный грязнуля!»

5. Ребенок не хочет ложиться спать, родителям нужно поговорить по важному делу, а ребенок болтается по комнате и все время отвлекает их «Ты уже давно должен быть в по¬
- стели. Ты все время пытаешься разозлить нас. Немедленно марш в кровать!»
6. Ребенок просит, чтобы его взяли в кино, но уже несколько дней не убирал свою комнату, хотя и обещал это делать. Мать терпела, но теперь говорит «Ты не заслужил, чтобы тебя взяли в кино, потому что ты обманщик и эгоист»
7. Ребенок весь день дуется, чем-то расстроен. Мать не знает отчего «Послушай, немедленно прекрати
дуться! Или твое настроение улучшится, или ты выйдешь за дверь и будешь дуться там».
8. Ребенок включил проигрыватель на такую громкость, что мешает родителям разговаривать в соседней комнате «Ты не мог бы повнимательнее относиться к другим? У тебя
вечно гремит музыка»
9. Ребенок пообещал выгладить к приходу гостей салфетки. Весь день он бездельничал, до назначенного времени остается час, а он еще не начинал работу «Весь день ты проболтался и не
сделал свою работу. Как ты толь ко можешь так бездумно и безответственно ко всему относиться?
10. Ребенок забыл прийти к назначенному сроку домой, чтобы вместе с матерью идти покупать ботинки. Мать прибежала во время обеденного перерыва. Он уже заканчивается «Как тебе не стыдно! Я согласилась купить тебе ботинки, а ты оказался таким неблагодарным!»
11. Десятилетний мальчик оставляет открытым складной нож на полу детской комнаты «Что за глупость, ведь твой маленький брат мог порезаться!»
12. Дочь возвращается в 1.30 ночи, а обещала прийти в 12 часов, родители страшно беспокоились, не случилось ли чего. Они вздохнули с облегчением, когда она наконец пришла
«Значит, тебе нельзя верить! - Целый месяц теперь не выйдешь из дому».
13. Учитель сделал запись для родителей в дневник, где сообщает, что их 11-летний сын громко и нецензурно ругается в школе
«Подойди сюда и объясни, почему ты своим поганым ртом заставляешь родителей краснеть за тебя!»
14. Мать рассержена и возмущена, потому что ребенок долго копается, и она опаздывает на встречу
«Маме было бы приятно, если бы ты к ней относился внимательнее».
15. Мать возвращается домой и находит там страшный беспорядок. Она специально просила детей сохранить порядок до прихода гостей «Я вижу, что вы хорошо - позабавились сегодня утром».

Tatiana Tatiana
1700 р