Философия
Реферат
1 дек 2022
34 страниц

Китайская традиция диалектического мышления

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ 98%
Китайская традиция диалектического мышления

ФРАГМЕНТ

Введение
Изучение диалектической логики является важной частью современных логических исследований в Китае. В силу особого исторического фона, изучение диалектической логики до Культурной революции было в основном ограничено "проблемной областью", заданной бывшей советской академией. После реформ и открытости изучение диалектической логики в Китае достигло ряда важных успехов как в глубине, так и в ширине, и сформировались семь основных направлений исследований, имеющих свои особенности. Однако современные исследования в области диалектической логики еще не приобрели зрелую форму, и некоторые фундаментальные вопросы еще предстоит изучить и прояснить. Жизнеспособность современных исследований диалектической логики заключается в укреплении междисциплинарных обменов и сотрудничества в "проблемно-ориентированной" манере, а также в дальнейшем развитии функции решения проблем в различных направлениях исследований.
Изучение диалектической логики является важной частью современных исследований в дисциплине логики в Китае. Благодаря своей тесной связи с изучением диалектической философии, она также сыграла особую и важную роль в изучении философии в целом, философии науки и научной методологии в Китае, и сделала много важных научных достижений. С конца прошлого века, в связи со значительным развитием эволюционной науки о сложности и практической необходимостью решения ряда пограничных проблем в логической науке, международное логическое сообщество также достигло новых важных успехов в соответствующих исследованиях, не только в развитии традиции исследований диалектической логики в континентальной Европе, но и в возрождении диалектики и диалектических логических исследований в англоязычном мире в новом контексте. Таким образом, систематическое изложение исторического развития исследований диалектической логики в Китае имеет особое значение в настоящее время. В данной статье предполагается кратко рассмотреть исторический фон диалектических логических исследований и состояние диалектических логических исследований в Китае до Культурной революции, а затем систематически рассмотреть и прокомментировать основные пути диалектических логических исследований в Китае с конца 1970-х годов, с целью содействия дальнейшему развитию соответствующих научных работ.

I. Исторические предпосылки исследования диалектической логики
Хорошо известно, что с момента основания Нового Китая и до Культурной революции изучение логики в Китае находилось под глубоким влиянием бывшего Советского Союза, особенно изучение диалектической логики. Поэтому обзор современных китайских исследований в области диалектической логики необходимо начать с некоторой исторической справки.
Изучение современной диалектической логики тесно связано с марксистской диалектической философией, однако термин "диалектическая логика" не использовался в опубликованных работах Маркса и Энгельса, основателей марксизма, при их жизни. В качестве объекта изучения диалектической логики часто приводятся следующие два знаменитых высказывания Энгельса в его известной работе по философии.
"Единственное, что остается самостоятельным во всей предшествующей философии, это учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное было подчинено эмпирической науке о природе и истории". [1]
"Для философии, изгнанной из природы и истории, если что и осталось, то только одна область чистой мысли: учение о законах самого процесса мышления, а именно логика и диалектика." [2]
Сравнивая эти два утверждения, легко заметить, что, во-первых, в отличие от "Логики" Гегеля, использование Энгельсом слова "логика" в качестве названия дисциплины здесь все же относится к "формальной логике". Во-вторых, понятие "диалектика", используемое здесь Энгельсом, относится не к диалектике природы и истории (которую он и Маркс считали уже объектом изучения в широком смысле "эмпирической науки", как это практиковал Маркс в "Капитале" и Энгельс в "Диалектике природы"), а к диалектике природы и истории (как это практиковал Маркс в "Капитале" и Энгельс в "Диалектике природы"). как это делали Маркс в "Капитале" и Энгельс в "Естественной диалектике"), а скорее "учение о мышлении и его законах", "учение о процессе мышления и его законах", наряду с "формальной логикой", но не как "учение экспериментальной психологии". но не как эмпирическая наука о мышлении в смысле экспериментальной психологии, а как учение о "диалектике" в "чистой области мышления", отсюда и более поздний термин "диалектическая логика". Вполне логично, что такое учение должно называться "диалектической логикой". Но следует подчеркнуть тот факт, что в публичных текстах Маркса и Энгельса, помимо цитирования и ссылок на "Логику" Гегеля, они использовали термин "логика" для явного обозначения "формальной логики". Это сознательное различие между ними и Гегелем. Маркс и Энгельс никогда не отрицали роль формальной логики в рациональном мышлении человека и умело использовали ее в своих собственных исследованиях и аргументационной практике. Это также отражается в их диалектическом понимании взаимодополняющих ролей индукции и дедукции в рациональном мышлении. Энгельс подчеркивал в этой связи: "Индукция и дедукция, как анализ и синтез, обязательно взаимосвязаны. Одно не должно быть принесено в жертву другому, но каждое должно быть использовано по назначению, а это можно сделать, только обращая внимание на их взаимосвязь, их взаимодополняемость".

Vladimir.Burdak Vladimir.Burdak
500 р