1 : C
Практическая работа
17 янв 2023
4 страниц

Готовая практическая работа по исследованию социально-экономических и политических процессов

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВАРИАНТ:

1 Мнение пенсионеров г. Уфы о медицинском обслуживании в условиях пандемии

ЗАДАНИЕ: Определить объект исследования, генеральную совокупность, смоделировать выборку для массового опроса и разработать анкету.
Выборки можно представить разных моделей:
случайную с шагом,
двухступенчатую,
квотную (такую обязательно всем!!!).
Пример для выполнения задания:
Предмет исследования – мнение уфимских старшеклассников о перспективах поступления в высшие учебные заведения.
Объект исследования – уфимские старшеклассники.
Генеральная совокупность – примерно 20 тысяч человек (по статистике столько обучается в 9-11 классах уфимских школ).
Выборка.
1. Случайная с шагом. В данном случае не годится, потому что в этом случае они могут не попасть в выборку вообще.
2. Двухступенчатая.
1 этап – отбираем гнезда (места максимального скопления потенциальных респондентов). Это сами школы. 10 школ для Уфы – это достаточно.
2 этап – в отобранных школах можно опросить всех старшеклассников, а можно по случайной схеме: каждого 5-го ученика 9-11х классов.

Квотная. Это самое сложное.
НЕМНОГО ТЕОРИИ.
Каким должен быть оптимальный объем выборки?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от генеральной совокупности и целей исследования. Социологи руководствуются обычно следующим принципом: чем более однороден изучаемый объект по своим признакам, которые поддаются статистическому выражению, тем меньше может быть выборка. Если выборка формируется по случайному принципу, то обычно она не превышает 10%. Иногда она может быть завышена, если это будет обусловлено целями исследования. Одни социологи считают, что если объект составляет 50 человек, то необходимо проводить сплошной опрос, если более 50, то можно применять выборочный метод. Другие придерживаются мнения, что если в объекте 500 человек и более, то только тогда необходимо применять выборочный метод. Для генеральной совокупности менее 5 тыс. человек достаточна выборка не менее 500 человек, а для генеральной совокупности 5 тыс. человек и более, надо брать 10% ее состава, но не более 2-2.5 тыс. человек. Для проведения пробного опроса в масштабном исследовании достаточна выборка объемом 100-250 человек.
Математики и статистики вывели формулу для определения объема выборки:
n = сигма в квадрате х на t в квадрате / дельта в квадрате,
Где n – объем выборки:
сигма – дисперсия, или мера рассеивания исследуемого признака; в генеральной совокупности (степень однородности исследуемых единиц наблюдения);
t – коэффициент доверия (заданная точность);
дельта – предельная ошибка выборки.
Как видим, объем выборки (n) будет зависеть, с одной стороны, от разнородности исследуемого объекта, а с другой – от степени точности. Чем больше разнородность объекта и больше степень точности, тем больше и объем выборки. Чтобы вывести большую точность, для проведения исследования необходимо брать больше единиц наблюдения, например, если стоит задача установить эффективность исследования в пределах рублей, то точность необходима высокая, а если устанавливается эффективность в тысячах – то низкая. Поэтому точность расчета уже заранее задана. Чтобы вывести среднее квадратическое отклонение генеральной совокупности, надо взять небольшую выборочную совокупность и, пользуясь учебником общей теории статистики, вывести из нее среднее квадратическое отклонение. Предельная ошибка выборки зависит от выбора инструментария и приемов исследования. Если приемы исследования совершенные — то и предельная ошибка меньше. Эта формула работает лишь в условиях больших чисел.

Если необходимо провести исследование на одном предприятии или учреждении, то как раз для этого можно использовать метод квот.
Квотная выборка получила наибольшее распространение при сборе информации при помощи интервью. Под квотой понимается пропорция. Этим методом пользуются, когда имеются предварительные данные о важных элементах генеральной совокупности. При этом берется какая-то часть (в процентном отношении) генеральной совокупности, непосредственно исследуется, а затем сопоставляется эта часть с целым по каким-то показателям. Это может быть возраст, образование, профессиональная подготовка и т.д. Показатели генеральной совокупности в этом случае берутся из официальной статистики. Практика применения квотной выборки показала, что достаточно брать 10% единиц наблюдения генеральной совокупности, чтобы выборочная совокупность была репрезентативной.
Квотная выборка представляет собой модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов.

Итак, в данном примере.
1. Для формирования квотной выборки нужно знать объем генеральной совокупности, Генеральная совокупность в данном примере составляет 20 000 человек.
2. Объем выборки для данной численности генеральной совокупности принимаем равным 1000 человек. Для такого объема генеральной совокупности это хороший объем выборки. Заметим, что на объем выборки влияют также финансовые ресурсы организаторов исследования.
В общем, Vг.с. (объем генеральной совокупности) =20000,
Vв.(объем выборки) = 1000.
Теперь нужно определить квотируемые признаки.
Это те признаки, которые являются важными в данной проблеме. То есть признаки, по которым будут различаться мнения респондентов. В данном примере речь идет о планах старшеклассников на поступление в вузы. Вполне очевидно, что будут отличаться мнения учащихся 9, 10 и 11 классов. Это первый признак. По нему можно рассчитать 3 квоты. Мы знаем из данных статистики, сколько в генеральной совокупности учащихся 9х, сколько 10х, 11х классов.
V9кл = 9000
V10кл = 6000
V11кл = 5000
В сумме получается 20000.
Теперь в той же пропорции делим выборку.
Получаем:
V9кл в выборке = 450
V10кл в выборке = 300
V11кл в выборке = 250
В сумме это 1000, что и равно Vв.
Можно принять во внимание еще один квотируемый признак. Предположим, это пол (мужской, женский).
Мы знаем из данных статистики, что
в 9х классах обучается девочек и мальчиков поровну, то есть по 4500.
В 10х классах – 4000 девочек и 2000 мальчиков.
В 11х классах – 3500 девочек и 1500 мальчиков.
Зная эти пропорции, можно вычислить квоты. Получаем:
V9кл девочек в выборке = 225
V9кл мальчиков в выборке = 225
V10кл девочек в выборке = 200
V10кл мальчиков в выборке = 100
V11кл девочек в выборке = 180
V11кл мальчиков в выборке = 70
В сумме это 1000, что и равно Vв.

Таким образом, мы получили 6 квот разного объема(за исключением первых двух) и с разными признаками. Теперь остается только их наполнить:
мы должны опросить:
225 девочек-девятиклассниц,
225 мальчиков-девятиклассников,
200 девочек-десятиклассниц,
100 мальчиков-десятиклассников,
180 девочек-одиннадцатиклассниц,
70 мальчиков-одиннадцатиклассников.
Это и есть квоты.
Для уменьшения ошибки репрезентативности можно добавить еще пару квотируемых признаков. Но их не может быть более 5. В данном примере можно было бы добавить успеваемость, но это усложнит расчеты. Обычно в качестве квотируемых признаков выступают те, которые важны в данной проблеме и доступны по объему, то есть по ним есть данные.

Tatiana Tatiana
Бесплатно