Педагогика
Дипломная работа
19 апр 2020
41 страниц

Формирование правосознания подростков во внеурочной деятельности

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Развитие системы правового образования, которое необходимо начинать именно в период обучения школе, имеет особую актуальность в современных условиях развития государства и общества. Важность и необходимость формирования основ правовой грамотности, правосознания всего российского общества подчеркивается на высшем государственном уровне, подтверждением чему являются утвержденные в 2011 году Указом Президента «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания признается серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права, а значит, является препятствием на пути к развитию развитого цивилизованного государства. Президент РФ В.В. Путин призывает прививать правовую культуру с дошкольного возраста, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что сензитивным периодом формирования основ правового сознания личности выступает именно подростковый возраст. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) и Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (далее ФГОС СОО) правосознание рассматривается как один из личностных результатов освоения основной образовательной программы. В настоящее время накоплен значительный материал, составляющий теоретическую базу для исследования особенностей формирования правосознания в подростковом возрасте. Необходимо отметить большое количество исследований в области правоведения, юриспруденции, юридической психологии, затрагивающих вопросы формирования правосознания, включая таких авторов, как С.С. Алексеенко, М.С. Андрианов, А.Н. Бацунов, Н.Н. Вопленко, О.А. Гулевич, Н.И. Матузов, Е.А. Певцова, В.М. Сырых. С психолого-педагогической точки зрения интерес представляют исследования Р.Л. Ахмедшина, С.И. Гаджиевой, А.А. Глискова, Т.А. Фирсовой, Е.Р. Чернобродова. Изучением особенностей формирования правосознания подростков занимались такие исследователи, в том числе практикующие педагогии психологи, как Е.Н. Катышева, Л.А. Радченко, Т.Ю. Смолова, И.В. Тишина, С.А. Тугутова. Тем не менее, сохраняется проблема применения накопленных знаний на практике. Недостаточно разработанными остаются методические вопросы разработки и внедрения в практику внеурочной деятельности с подростками программ правовой направленности. Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования правового сознания в подростковом возрасте и отсутствием методических рекомендаций для педагогов и специалистов школы по данному вопросу. Объект исследования – правовое сознание подростков. Предмет исследования – способы формирования правового сознания подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Цель исследования – разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие правосознания подростков в рамках внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: процесс формирования правосознания подростков во внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий: 1) разработанные мероприятия будут включать соответствующие требованиям организации внеурочной деятельности формы, средства и методы работы; 2) содержание работы по формированию правосознания будет ориентировано на возрастные особенности и потребности подростков в общении, самоутверждении, самореализации. Задачи исследования. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи. 1) выявить сущность, структуру, функции правосознания личности; 2) определить факторы, влияющие на формирование правосознания подростков; 3) экспериментально проверить уровень сформированности правосознания подростков в общеобразовательной школе; 4) разработать и апробировать комплекс мероприятий для внеурочной деятельности, направленный на формирование правосознания подростков. Методы исследования. В работе использованы методы как теоретического (анализ научной психолого-педагогической и юридической литературы, обобщение и синтез полученной информации), та и эмпирического исследования (опрос и анкетирование подростков с 5 по 9 класс), педагогический эксперимент. Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка литературы и приложений.

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1.Правосознание личности: понятие, виды, структура, функции 6 1.2.Факторы формирования правосознания подростков 15 ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23 2.2.Анлиз результатов диагностики 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 ПРИЛОЖЕНИЯ 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев, С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. – 3-е изд. – М.: Норма, 2014. – 457 с. 2. Андреева Е.Е. Об эффективных формах правового просвещения граждан Российской Федерации/ Е.Е. Андреева, Г.Б. Морозов // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 1. – С. 75-81. 3. Андрианов, М.С. Феноменология и проблематика правового сознания и правовой психологии российских граждан в контексте интернет-коммуникации// Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2015. – №4 (48). – С.86-92. 4. Ахмедшин, Р. Л. Психологические аспекты феномена «Правосознание» // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344. – С.118-119. 5. Бацунов, А.Н. Состояние правосознания в современной России: проблемы и перспективы// Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2010.– №7. – С.110-113. 6. Бацунов, А.Н. Феномен правосознания в социально-философской перспективе// Вестник ТГУ, выпуск 7 (87), 2010. с.161-167. 7. Блясова, И.Ю. Влияние средств массовой информации на формирование правосознания подростков// Человек: преступление и наказание. – 2013. – № 2 (81). – С.124-127. 8. Бондарцова, Л.Ю. Особенности формирования правосознания трудных подростков// Вестник самарского юридического института. – 2013. – №3 (11). – С.138-142. 9. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – 52 с. 10. Гаджиева, С.И. Психологическое содействие формированию правового сознания подростков. – Автореф. канд. психол. наук. – Пятигорск, 2012. 11. Глисков, А.А. Феномен правосознания подростка/ А.А. Глисков, М.Г. Садовский//Психопедагогика в правоохранительных органах. – 1998. – №1 (7). – С.95-100. 12. Гулевич, О.А. Психологические аспекты юриспруденции: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 512 с. 13. Ильин, И.А. О сущности правосознания. /Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. – М.: «Рарогъ», 1993. – 235 с. 14. Кавинская, О.А. Формирование правосознания подростков с нарушением интеллектуального развития с помощью учебного курса «Правовая культура»//Преподаватель XXI век. – 2008. – №2. – С.46-49. 15. Кавинская, О.А. Формирование правосознания подростков с нарушением интеллектуального развития. – Автореф. канд. пед. наук. – Москва, 2008. 16. Катышева, Е.Н. Формирование правосознания подростков средствами гуманитарных дисциплин// Культурная жизнь Юга России. – 2009. – №5 (34). – С.132-133. 17. Катышева, Е.Н. Формирование правосознания подростков средствами социально-гуманитарных дисциплин// Человек и образование. – 2009. – №3 (20). – С.71-74. 18. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Кнорус, 2017. – 517 с. 19. Матюхин, А.Н. Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе// Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2013. – № 5 (133). – С.202-205. 20. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.). – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071558/ (дата обращения 31.10.2019). 21. Певцова Е.А. Современные подходы к проблеме правосознания // Вестник юридического факультета. Научный журнал. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. – № 2. - С. 14-21. 22. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения 29.10.2019). 23. Проблемы теории государства и права : учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2018. - 528 с. 24. Рабовская О.С. Опыт модернизации правового воспитания в образовательной школе/ О.С. Рабовская, В.Д. Ширшов // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – С. 240-244. 25. Радченко, Л.А. Теоретические основы формирования индивидуального правосознания старшеклассников// Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №6. – С.35-39. 26. Рыбаков, В.А. Регулирующая роль правосознания// Вестник Омского университета. Серия «Право».– 2011. – № 3 (28). – С. 6-12. 27. Слободнюк, С.Л. Правовая реальность и правосознание в методологическом дискурсе// Теория и практика общественного развития. – 2012. – №11. – С.345-347. 28. Смолова, Т.Ю. Правосознание несовершеннолетних: Теоретико-правовой аспект. – Автореф. дисс. канд. юр. наук. – Саратов, 2006. 29. Сорокина, А. И. Правосознание как научная категория и отражение уровня социализации личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dialog.extech.ru/kongress2/thesis/sorokina.doc (дата обращения 30.10.2019) 30. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2012. – 616 с. 31. Теория государства и права: Учебник/ А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриев, А.Х. Саидов. Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт, 2016. – 613 с. 32. Тишина, И.В. Педагогическое осмысление особенностей процесса формирования правосознания подростков в практической деятельности классного руководителя современной школы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – С.209-214. 33. Тишина, И.В. Понятие «правосознание» в исторической ретроспективе и современной науке// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №70-1. – С.338-341. 34. Тугутова, С.А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников. – Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2000. 35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897). – Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 29.10.2019). 36. Фирсова, Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков. – Автореф. канд. психол. наук. – Самара, 2002. 37. Харников, М.В. Формирование правовой культуры подростков: сущность и факторы влияния// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т.23. №177. – С.70-80. 38. Чернобродов, Е.В. Психологические аспекты правосознания подростков// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – №3 (67). – С.181-184.

Bgslepnevstst Bgslepnevstst
Бесплатно