Психология восприятия
Контрольная работа
23 окт 2021
1 страниц

Деловое общение и администрирование

Практическая работа № 1
Тема: Психологическое тестирование на определение психологических свойств личности
Характер практической работы: тестирование
Время выполнения: 40 мин.
Цель работы:
- лучше узнать самого себя;
- определить, на каком уровне сформированы умения излагать свои мысли;
- узнать, каким в общении я кажусь собеседнику;
- наметить направления работы над собой.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомьтесь с инструкцией работы по тесту «Умеете ли Вы излагать свои мысли?»
2. Выполните задания теста. Обработайте результат.
3. Сделайте выводы: насколько хорошо Вы умеете излагать свои мысли.
4. Изучите инструкцию к тесту « Коммуникабельны ли Вы?»
5. Выполните задания теста и обработайте результат. Сделайте выводы, насколько вы коммуникабельны.
6. Ознакомьтесь с инструкцией теста «Приятно ли с Вами общаться?»
7. Выполните задания теста. Обработайте результат.
8. Согласны ли Вы с этим результатом? Почему?
9. Сделайте общие выводы и подумайте, над чем Вам стоит поработать в плане самосовершенствования.
ТЕСТ «Умеете ли вы излагать свои мысли?»
Инструкция: На каждый из приведенных вопросов следует ответить «да» или «нет».
1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?
2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре собеседника?
3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
4. Ваши распоряжения достаточно кратки?
5. Если собеседник не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?
6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?
7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?
8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?
9. Задаете ли вы вопросы собеседникам, чтобы понять их мысли и настроение?
10. Отличаете ли вы факты от мнений?
11. Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?
12. Стараетесь ли вы, чтобы собеседники всегда соглашались с вами?
13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?
14. Говорите ли вы вежливо и дружелюбно?
15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами?
16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?
Обработка результатов
По 1 баллу начислите за ответ «нет» на вопросы 5, 11, 12, 13 и по 1 баллу за ответ «да» на все остальные.
Сумма баллов означает: От 12 до 16 баллов — отличный результат.
От 10 до 12 баллов — средний результат.
Меньше 9 баллов — плохой результат.
ТЕСТ «Коммуникабельны ли вы?»
Инструкция: На каждый из приведенных вопросов следует ответить: «да», «нет», «иногда».
• Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
• Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже совсем невмоготу?
• Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
• Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
• Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
• Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой показать дорогу, сказать, который час, и т.д.?
• Как вы считаете, существует ли проблема «отцов и детей» и действительно ли людям разных поколений трудно понимать друг друга?
• Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
• В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
• Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы невступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
• Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, в библиотеке, театральной кассе). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?
• Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
• У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
• Услышав где-то в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
• Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
• Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Обработка результатов
Ответ «да» оценивается в 2 балла; «иногда» — в 1 балл; «нет» — в 0 баллов. Общее число баллов суммируется, и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
От 30 до 32 баллов — вы явно не коммуникабельны. Близким людям с вами нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контактнее, контролируйте себя.
От 25 до 29 баллов — вы неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Но не ограничивайтесь таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера.
Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг» полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
От 19 до 24 баллов — вы в известной степени общительны; в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают.
И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.
От 14 до 18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими и отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми; в то же время не любите шумных компаний, а экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
От 9 до 13 баллов — вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы и любите высказываться по разным вопросам. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкнове­нии с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.
От 4 до 8 баллов — вы, должно быть, очень общительны, все­гда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.
Задумайтесь над этими фактами!
3 балла и менее — ваша коммуникабельность чрезмерна. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям.

Конечно же, нельзя абсолютизировать результаты теста. Однако, если вы считаете необходимым проводить самоанализ хотя бы на основе вопросников подобного типа, то это уже само по себе говорит об искреннем желании понять и устранить затруднения, связанные с налаживанием контактов с окружающими, научиться корректировать свой характер.
ТЕСТ Приятно ли с вами общаться?
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на следующие вопросы.
• Вы больше любите слушать, чем говорить?
• Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человекам?
• Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
• Любите ли вы давать советы?
• Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
• Раздражаетесь, когда вас не слушают?
• У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
• Если какая-нибудь тема разговора вам не знакома, станете ли Вы ее развивать?
• Вы любите быть в центре внимания?
• Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточными знаниями?
• Вы хороший оратор?
Обработка результатов
За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11 начисляйте по 1 баллу и подсчитайте сумму баллов.
От 1 до 3 баллов — трудно сказать: вы молчун, из которого не вытянешь слова, или просто не очень общительны. Однако общаться с вами не всегда просто, порой даже трудно. Следует над этим задуматься.
От 4 до 8 баллов — вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник.
Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.
От 9 баллов — вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам много играть, как на сцене?
Практическая работа № 2
Тема: Тестирование на определение уровня владения невербальными компонентами в процессе делового общения
Характер практической работы: тестирование, письменное рассуждение на вопрос
Время выполнения: 40 мин.
Цель работы:
- определить уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общении
Порядок выполнения работы
1. Познакомитесь с инструкцией к тесту «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения».
2. Выполните задания теста, обработайте результаты.
3. Сделайте вывод о том, насколько Вы владеете невербальными компонентами в процессе общения.
4. Ответьте письменно на вопрос: «Какие виды невербальных средств общения, имеют первостепенное значение в Вашей профессиональной деятельности?» (жесты, взгляд, мимика, улыбка, поза, т.д.)
ТЕСТ Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения
• Инструкция: Ответьте на приведенные утверждения «да» или «нет».
• Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо.
• Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.
• Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.
• Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу.
• Я часто бываю скован в движениях.
• В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-либо не облокотиться.
• Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредоточиваясь на его речи.
• Я стараюсь ограничить круг своего делового общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми.
• При разговоре я часто верчу что-либо в руках.
• Мне трудно скрыть внезапно возникшие эмоции.
• Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.
• Обработка результатов
• Чем меньше утвердительных ответов (ответов «да»), тем лучше человек владеет невербальными средствами общения.

Если даны 11 отрицательных ответов («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных, информативных моментов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно облегчить вашу профессиональную деятельность.
Практическая работа № 3
Тема: Основные техники и приемы общения
Характер практической работы: тестирование, решение ситуационных задач
Время выполнения: 60 мин.
Цель работы:
- выявить, насколько развито умение слушать;
- применять на практике приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания через решение ситуационных задач.
Успешность профессионального общения во многом зависит от умения слушать собеседника.
Слушая, люди, к сожалению, часто не слышат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх, отмечая, что нужно научиться слушать, и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.
Слушание - это сложный процесс, требующий навыков культуры общения. Можно говорить об эффективном и неэффективном слушании. Неэффективное слушание не обеспечивает правильного понимания слов, чувств собеседника, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению. Эффективное слушание способствует пониманию обсуждаемой проблемы и приводит к её решению.
А вы умеете слушать?
Порядок выполнения практической работы
1. Ознакомьтесь с инструкцией теста «Умеете ли Вы слушать?»
2. Выполните задания теста. Обработайте полученный результат.
3. Сделайте вывод о том, достаточно ли хорошо Вы владеете умением слушать.
4. Вспомните изученные приёмы рефлексивного и нерефлексивного слушания.
5. Прочитайте ситуационные задачи. Определите (с различных позиций) наиболее эффективные приёмы слушания, уместные в данной ситуации. Запишите ответы.
Образец: Задача № 1 - отражение чувств
Задача № 2 – резюмирование
Задача № 3 - приём нерефлексивного слушания
ТЕСТ «Умеете ли вы слушать?»
Инструкция: Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Ответ оценивайте баллами. За ответ «почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов.
1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) вам неинтересны?
2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов.
Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то умение слушать — выше «среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55. Если оценка ниже, то вам стоит последить за собой при разговоре.
2. Приёмы нерефлексивного и рефлексивного слушания.
Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и комментариями.
Внимательное молчание предусматривает слушание с использованием невербальных средств: кивков, мимических реакций, контакта глаз. Используются и речевые приемы: «Да-да», «Да – я согласен», «Да – я понимаю» и т.п. Слушание этого вида полезно тогда, когда ваш собеседник проявляет какие-то чувства (например, гнев), хочет обсудить волнующий его вопрос или желает высказать свою точку зрения.
Рефлексивное слушание – процесс расшифровки смысла сообщений, установление активной обратной связи с говорящим. Он позволяет устранить преграды, искажения в процессе общения, помогает понять смысл и содержание высказываний собеседника.
Выделяют 4 основных приема рефлексивного слушания:
Выяснение – прямое обращение к говорящему за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Пожалуйста, уточните это» и т.п. Подобные уточнения способствуют лучшему пониманию собеседника.
Отражение чувств – особое внимание обращается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вы немного расстроены», «Очевидно, что Вы чувствуете, что …» и т.п. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние.
Перефразирование – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности восприятия. При этом используются фразы: «Если я Вас правильно понял», «Другими словами Вы считаете….» и т.д. Это позволяет показать рассказчику, что его слушают и понимают.
Резюмирование – позволяет подытожить основные идеи и чувства говорящего. Этот прием уместен при длительных беседах, при завершении разговора. Используются фразы: «Итак, Вы считаете, что…», «Если подвести итог сказанному…».
При всем при этом слушателю необходимо избегать следующих ошибок:
- перебивать собеседника,
- заострять внимание на разговорных особенностях партнера по общению,
- делать поспешные выводы,
- давать непрошенные советы.
3. Ситуационные задачи:
Задача № 1
Коллега, недовольный задержкой заработной платы с гневом выражает Вам своё недовольство этим фактом. Какие приемы рефлексивного слушания здесь рационально использовать?
Задача № 2
Иванов И.И. пришёл на собеседование, чтобы устроиться на работу. В ходе собеседования ему не совсем был понятен круг должностных обязанностей, который он должен будет выполнять. Какие приемы рефлексивного слушания Вы бы использовали на его месте?
Задача № 3
В обеденный перерыв подруга рассказывает Вам о наболевшем. Какими приемами слушания Вы бы воспользовались? Почему?
Задача № 4
На производственном совещании инициативная группа молодых рабочих сумбурно объясняют руководству смысл предлагаемых ими «рационализаторских» приемов работы. Поставьте себя на место администрации, какими приемами слушания Вы бы воспользовались?

Практическая работа № 4
Тема: Приемы саморегуляции в процессе межличностного общения
Характер практической работы: решение ситуационных задач, тестирование
Время выполнения: 40 мин.
Цель работы:
- выявить собственные склонности поведения в конфликтах;
- научиться пользоваться на практике приемами саморегуляции в конфликтных ситуациях.
Порядок выполнения практической работы
1. Ознакомьтесь с инструкцией теста «Стратегия поведения в конфликте».
2. Выполните задания. Обработайте результаты.
3. Ответьте на вопрос: «Стоит ли Вам работать над собой в том направлении, чтобы поменять стратегию поведения в конфликте»? Почему?
4. Ответьте на вопросы, поставленные к ситуационным задачам.
ТЕСТ «Стратегия поведения в конфликте»
1. Инструкция: Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт тестовой методики оцените следующим образом: «совсем не согласен» — 1 балл; «не согласен» — 2 балла; «скорее согласен» — 3 балла; «согласен» — 4 балла; «полностью согласен» — 5 баллов.
2. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
3. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
4. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
5. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
6. Я отзываюсь на предложение других, но сам не склонен проявлять инициативу.
7. Из любого конфликта я выхожу победителем.
8. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
9. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе полемики свою неправоту.
10. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
11. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также.
12. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
13. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
14. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
15. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.
16. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.
Обработка результатов
Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.
Стратегия поведения № утверждений Сумма баллов
Соперничество 1, 6, 11
Избегание 2, 7, 12
Сотрудничество 3, 8, 13
Приспособление 4, 9, 14
Компромисс 5, 10, 15
Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.
Ситуационные задачи
Задача №1
Женщина принесла в ателье подшить брюки. Работник ателье, чтобы не обидеть женщину, предложил ей оставить длину брюк большей, чем предложил заказчик, указав на преимущества такой длины. Заказчица стала кричать, что ей самой виднее, какая длина брюк ей необходима и что она не нуждается в рекомендациях.
Как должен в этой ситуации поступить работник ателье?
Задача № 2
К «окошку» оплаты за коммунальные услуги выстроилась длинная очередь. Очень раздраженный посетитель в очереди стал возмущаться: «Да что же это такое? Куда ни приди – везде очереди!» и т.д. Когда очередь дошла до него, он сказал кассиру: «Что Вы, как сонная муха! Быстро работать не умеете? Дайте мне книгу жалоб и предложений!»...
Как бы Вы поступили на месте кассира, чтобы избежать развития конфликтной ситуации?
Задача №3
Работник сервисного обслуживания техники опоздал на 30 мин. по вызову. Клиент, открывая дверь квартиры, сразу обрушился на него с упреками.
Как должен поступить работник по обслуживанию техники?

Shilova N Shilova N
600 р